Полезные статьи о совместных покупках

Выбор игрушки – это не игрушки!

К появлению малыша родители готовятся основательно, уделяя много времени, сил и эмоций походам по магазинам. Ведь у самого лучшего в мире малыша должны быть самые лучшие в мире кроватка, коляска, одежда и игрушки. Игрушек, красивых и разных, хочется купить как можно больше, от самых простых до самых сложных, «на вырост». А если спросить у будущих родителей «для чего?», то они изумятся и возмутятся – потому что для самого лучшего малыша! Но если оставить в стороне эмоции, то получится, что для развлечения и развития ребенка гора игрушек будет явно не на пользу.

К выбору игрушек для детей любого возраста нужно подходить с позиции «не количество, а качество». Например, большое количество ярких, гремящих и звенящих погремушек будет отвлекать младенца, тогда как крохе нужно учиться фиксировать внимание. Три десятка машинок у малыша-трехлетки быстро превратятся в кучку металлолома – ведь игрушки должны научить ребенка не только играть, но и ухаживать за своим имуществом, а если его слишком много, то это малышу не по силам. Непоседливый пятилетка вряд ли оценит игру в лото (разве что в качестве строительного материала для башен и крепостей). Можно перечислять до бесконечности все то, чего в детской комнате НЕ должно быть. Давайте же определимся, как же все-таки нужно организовывать игровое пространство ребенка любого возраста.
Существует четыре основных правила, на которые следует ориентироваться при выборе игрушек:
1. Специфика игрушки
2. Возрастные рамки
3. Количество игрушек
4. Качество игрушек

Специфика игрушки – это то действие, которые мы от нее ожидаем: интеллектуальное или физическое развитие, обучение, развлечение и т.д. И эту специфику можно заметить даже при выборе игрушек для самых маленьких: погремушка, музыкальный зверек, пирамидка – развивают; плюшевый мишка, яркая подушка-солнце – развлекают; неожиданно светящаяся игрушка – отвлекает младенца, когда тот плачет, позволяет переключить внимание. Ассортимент игрушек увеличивается прямо пропорционально возрасту ребенка, ведь с развитием физических навыков, интеллектуальных способностей и эмоционального восприятия окружающего мира, увеличиваются и потребности ребенка в дальнейшем его познавании. Точно подобранная игрушка – по интересам, предпочтениям и вкусам малыша – позволяет эти потребности максимально удовлетворить.
Детки растут, растет и количество функций игрушки. Два этих параметра нужно непременно совмещать. Например, как уже было сказано выше, если ребенок не готов к тому, чтобы понять правила игры, рассчитанной на старший возраст, не готов принять ее прямую функцию, то малыш будет искать в ней то, что ему по силам. Так, ребенок, который в силу возраста еще не умеет читать, из кубиков с буквами будет только строить (обучающая функция, таким образом, еще не востребована). В этом случае более разумным будет купить набор кубиков разных цветов форм, чтобы можно было строить разнообразные здания. Ребенок, который еще не умет считать, не оценит тонкостей классического домино – однако принципы сопоставления можно здорово изучить, если подарить малышу домино с изображением фруктов, животных или растений.
Еще один момент в совмещении функций игрушки и возраста ребенка заключается в том, что, взросля, ребенок все лучше воспринимает абстрактное и переходит от «предметной» игры к ролевой. Примерно в возрасте трех лет стоит уделить внимание тем игрушкам, которые помогут проигрывать бытовые ситуации, фантазировать. Девочкам начинаются нравиться наборы посуды, куклы и мебель для них; мальчикам становится все более интересно играть с животными и теми же куклами, только не в виде пупсов, а в виде солдатиков и любимых мультяшных героев.
Кстати, пол ребенка – это вовсе не ограничение при выборе игрушек. Мальчики с удовольствием катают коляски и играют «в дом», девочки могут увлеченно проводить время с железной дорогой. И не нужно опасаться таких моментов, ведь дети примерят на себя в этих играх самые разные роли, которые предстоят в жизни – ведь папы не только «ездят на машине на работу», но и гуляют с детьми, а мамы не только занимаются хозяйством, но и стремятся быть профессионалом.
Таким образом, в зависимости от возраста и предпочтений ребенка, мы можем определяться с количеством игрушек. Несмотря на то, что ребенок явно отдает предпочтение какому-то одному виду игрушек (например, мальчишки часто готовы играть одними лишь машинками), нужно сделать так, чтобы в его распоряжении были средства с разными функциями. Пусть часть игрушек будет направлена на интеллектуальное развитие ребенка, часть – на физическое развитие, часть – на развитие эмоциональной сферы, часть – для развлечения. Давайте попробуем рассмотреть это на примере:
Дано: мальчик пяти лет, активный, любознательный, обожающий машинки.
Игрушки для интеллектуального развития: настольные игры-бродилки (например, «Путешествие» - кубик закрепляет счет, сюжет и дух соревнования увлекают, а транспортная тематика приносит ребенку удовольствие и подогревает его интерес).
Игрушки для физического развития: мягкие разноцветные «шагайки» (6-10 поролоновых дисков, нанизанных на шнур: развивают координацию движений, позволяют проводить множество подвижных игр). Мяч (классическое сочетание физического и интеллектуального развития).
Игрушки для фантазийных, ролевых игр: наборы домашних и диких животных, куклы-перчатки или марионетки, несколько машин.
Игрушки для развития эмоциональной сферы: диапроектор с пленками, музыкальный инструмент, мягкая игрушка-талисман, сшитая мамой. На первый взгляд кажется, что такого набора игрушек мало. Но не забывайте, что у ребенка еще есть книги, раскраски, пластилин, прогулки, мультфильмы, спортивная или творческая секция…

Кстати, не спешите покупать аксессуары к игрушкам. Гораздо полезнее, когда мама вместе дочкой вместе придумывают и шьют костюмы для любимой куклы. А папа с сыном вместе мастерят гараж для машины. Такие занятия нужны не только для того, чтобы ребенок развивался через игру, но и для того, чтобы родитель и малыш ощущали свое единство, чтобы ребенок учился сотрудничеству и просто чувствовал родительскую любовь и внимание.
Обновлять детский игрушечный арсенал стоит не по мере того, как игрушки сломались или потерялись, а по мере взросления ребенка. Допустим, раз в полгода можно проводить инвентаризацию и приурочить покупку новых игрушек к новому году и дню рождения.

И последний по логике изложения, но первостепенный по значимости момент при выборе игрушек – это качество. Любая мама знает, что покупать плохо сработанную игрушку, имеющую неестественную расцветку и явный химический запах – просто опасно для здоровья. Особенно тогда, когда ребенок пробует все окружающее на вкус. Чтобы избежать проблем со здоровьем и приобрести игрушку, которая прослужит долго, лучше всего обращаться к зарекомендовавшим себя маркам и производителям. Так, например, одним из лучших представителей экологически чистых мягких игрушек считается Aurora, английские игрушки In telex (внутри плюшевых зверей находятся цельные зерна пшеницы и лепестки цветов, такую игрушку можно нагреть в микроволновке, и она станет грелкой для малыша). Настольные игры (домино, конструкторы) лучше приобретать из дерева. И здесь на высоте оказываются российские производители. В частности, наш земляк, новосибирец Хасин М.А. создал серию изумительных конструкторов «Теремок». Среди зарубежных производителей популярен I'm toy (это развивающие, обучающие, музыкальные игрушки для детей от 0 до 5 лет).
Мальчишки, которые не мыслят ни одной игры без машины, будут рады получить в подарок машинку немецкой компании Bruder. Эти машины не просто имитируют настоящие, они и есть настоящие! Разработчики заложили в эти модели функции реальных машин – у пожарной машины выдвигается лестница, а у кокетливого кабриолета откидывается крыша!
Девочки же будут несказанно рады самым настоящим животным от Hansa Toys и красивым куклам от Gotz.

На игрушечном рынке очень много необычных идей и хороших производителей. Каждый родитель и каждый ребенок сможет найти то, что ему будет нравиться по всем параметрам. Последний совет для родителей: когда вы окажетесь на широких просторах СП и интернет-магазинов, то держите себя в руках и не позволяйте себе в неудержимом восторге кричать на все подряд «хочу! Хочу!! ХОЧУ!!!»

Дополнительная информация